Методика обучения плаванию: базовые принципы и советы

Содержание

Средства и методы обучения плаванию кратко

Физические упражнения — двигательные действия с помощью которых ре­шаются образовательные, воспитательные задачи и задачи физического развития.

Существует несколько классификаций средств обучения плаванию, но наиболее распространенной является:

· общеразвивающие и специальные физические упражнения

· подготовительные упражнения по освоению с водой

· игры и развлечения на воде

· упражнения для изучения и совершенствования техники спортивных способов плавания, стартов и поворотов

· учебные прыжки в воду

Общеразвивающие и специальные упражнения

Группа упражнений выполняется на суше (в зале) и содействует общему развитию занимающихся, развитию необходимых для успешного обучения плаванию физических качеств, более быстрому освоению техники плавания и др. Комплекс общеразвивающих и специальных упражнений выполняется в подготовительной части урока по плаванию и его содержание зависит от задач занятия. Комплекс упражнений готовит занимающихся к освоению учебного материала в непривычных условиях водной среды и включает общеподготовительные упражнения (бег, ходьба, упражнения стоя на месте — наклоны, приседания, повороты, упражнения на гибкость), специально-подготовительные упражнения (движения, сходные по координационной структуре и характеру нервно-мышечных напряжений плавательным движениям — упражнения для развитие подвижности в голеностопных, коленных, тазобедренных, плечевых суставах, межпозвоночных сочленениях; упражнения для развития мышц, участвующих в гребке; упражнения для изучения чередования напряжения и расслабления мышц). Применение этих упражнений способствует созданию необходимых условий для более быстрого и качественного овладения отдельными элементами техники плавания, а затем соединения этих элементов в целостное движение.

В качестве основных средств при обучении плаванию используются физические упражнения.

Физические упражнения — двигательные действия с помощью которых ре­шаются образовательные, воспитательные задачи и задачи физического развития.

Существует несколько классификаций средств обучения плаванию, но наиболее распространенной является:

· общеразвивающие и специальные физические упражнения

· подготовительные упражнения по освоению с водой

· игры и развлечения на воде

· упражнения для изучения и совершенствования техники спортивных способов плавания, стартов и поворотов

· учебные прыжки в воду

Общеразвивающие и специальные упражнения

Группа упражнений выполняется на суше (в зале) и содействует общему развитию занимающихся, развитию необходимых для успешного обучения плаванию физических качеств, более быстрому освоению техники плавания и др. Комплекс общеразвивающих и специальных упражнений выполняется в подготовительной части урока по плаванию и его содержание зависит от задач занятия. Комплекс упражнений готовит занимающихся к освоению учебного материала в непривычных условиях водной среды и включает общеподготовительные упражнения (бег, ходьба, упражнения стоя на месте — наклоны, приседания, повороты, упражнения на гибкость), специально-подготовительные упражнения (движения, сходные по координационной структуре и характеру нервно-мышечных напряжений плавательным движениям — упражнения для развитие подвижности в голеностопных, коленных, тазобедренных, плечевых суставах, межпозвоночных сочленениях; упражнения для развития мышц, участвующих в гребке; упражнения для изучения чередования напряжения и расслабления мышц). Применение этих упражнений способствует созданию необходимых условий для более быстрого и качественного овладения отдельными элементами техники плавания, а затем соединения этих элементов в целостное движение.

Фото

При обучении плаванию очень важен комплексный и плановый подход – тренер должен понимать, кого, для чего и каким образом он учит.

В этой статье приведены базовые принципы и методология обучения плаванию.

Основные принципы

Что учитывать?

Фото 2

Выбор конкретной методики и программы обучения индивидуален и зависит от следующих факторов:

  • условия, окружающие учащихся;
  • цель получения этого навыка (просто научиться плавать или достижение определенных высот в процессе);
  • индивидуальные особенности каждого конкретного человека;
  • возраст обучающихся.

Это не полный список моментов, которые должны учитываться при выборе подхода и организационных моментов.

Возраст

Начинать обучение можно практически в любом возрасте – как в самом раннем, так и в зрелом. Однако необходимо учитывать, что дети до 5 лет – наиболее сложный для обучения возраст, поскольку многие из них еще не готовы осознанно выполнять все задания тренера.

Период с 6 и до 10 лет считается оптимальным – человек в этом возрасте очень быстро приобретает новые качества и умения. Кроме того, еще не сформирована неправильная двигательная память.

Если взрослый человек до этого всю жизнь плавал неправильно – переучить его реально, но это будет сложнее, чем учить с нуля.

Методы и средства обучения

Методы, рекомендуемые и применяемые при обучении плаванию, обоснованы теорией и многократно проверены на практике.

Методы делятся на три вида:

  • вербальные (объяснения, пояснения, разбор и анализ, указания, команды, распоряжения);
  • наглядные (показ упражнений и движений, изучение учебных пособий, наглядного материала в виде фотографий и видеороликов, просмотр кинофильмов, жестикуляция и демонстрация тренером необходимых тонкостей);
  • практические (практические упражнения, соревнования, игры в самых различных сочетаниях, с акцентом как на общую координацию, так и на отдельные элементы алгоритма).

К средствам, которые применяются для учебы, относятся:

  • физические упражнения;
  • тренажеры и приспособления (плавательные доски, круги);
  • источники визуальной информации (плакаты, видео, фото, кинофильмы);
  • условия (природные или искусственные)

Виды упражнений

При обучении плаванию выделяют следующие виды упражнений:

  • общеразвивающие (отрабатываются на суше);
  • подготовительные (на берегу и в воде);
  • специальные (предназначены для выполнения в воде).

Для повышения уровня телесного развития общеразвивающие упражнения необходимы. Попутно, вместе с подготовкой организма к освоению плавания, оптимизируется состояние позвоночника, грудной клетки, развиваются мышечные группы, улучшается осанка. Ходьба, бег, прыжки, элементы гимнастики помогают организму скорее адаптироваться к нагрузкам в водной среде.

Подготовительные упражнения несколько более специализированы – постепенно акцентируется внимание на качествах и способностях тела, которые нужны для плавания.

Фото 5

Имитация движений на суше

Однако упражнениями по имитации движений на берегу не следует слишком увлекаться – переходить в воду нужно не затягивая – для привыкания к водной среде.

С чего начать освоение

Существует общая схема, которая применима для любого возраста обучающихся.

Она включает в себя следующие начальные шаги:

  • дыхание,
  • работа ног, достижение слаженности их работы и дыхания,
  • работа рук,
  • приучение организма к скоординированной работе ног и рук и дыхания.

Весь процесс – это постепенное прохождение вышеперечисленных пунктов. Важно изучить каждый из них и переходить к следующему только после полного освоения предыдущего.

Не стоит торопиться, следуя представленной схеме, кроме этого важно подходить к изучению комплексно – ведь освоение работы ног, например, не означает, что о правильном дыхании можно на время позабыть, или позволить рукам полностью бездействовать.

Торопливое пробегание всех пунктов схемы может привести к формированию изначально неправильного стереотипа.

Пример: если начать сразу учить ноги, но при этом плавать с высоко поднятой головой – человек может очень быстро начать передвигаться в воде таким образом, однако основной элемент – дыхание – останется неосвоенным.

Далее по цепочке неверно будут работать при плавании ноги – ведь они в первую очередь координируются с дыханием и если эта связь не отработана должным образом, скорее всего, при плавании ноги будут почти бездействовать, либо их движение будет малоэффективным. Кроме того, по правилам равновесия при поднятой голове ноги будут далеко от поверхности воды и будут работать менее эффективно.

Если человек не научился комфортно дышать при плавании, выдыхать в воду, не привык спокойно держать лицо в воде, он будет инстинктивно уворачиваться от брызг, что увеличит не только физическую, но и психологическую нагрузку при плавании, особенно при длительных заплывах.

Физическая нагрузка при плавании является большой – при плавании работают практически все мышцы человека, поэтому потребность в кислороде будет только возрастать, и отсутствие выработанной привычки ритмично вдыхать и выдыхать может превратить заплыв в самоистязание.

Поэтому с самого начала следует осваивать все без спешки и не стремиться поплыть как можно быстрее.

Этапы

Фото 7

Подачу элементов учащимся можно разделить на четыре этапа, при этом они применимы как к процессу в целом, так и к освоению отдельных движений.

Первый этап – общее представление

Требуется дать ученику общее представление о плавании – это осуществляется с помощью наглядных материалов (рисунков, видеороликов, фотографий).

Второй этап – разучивание элементов и их соединение

Как было указано выше, сначала рекомендуется освоить дыхание, затем – работу ног и согласовать ее с дыханием, затем – руки и в конце полная координация всех частей тела.

Третий этап – закрепление материала, исправление ошибок

Работа теперь имеет цель – достичь слаженного общего действия тела в реальных условиях с нагрузкой.

При этом должна проводиться постоянная работа над неверно воспроизводимыми движениями – это необходимо, чтобы не закрепились неверные навыки.

Задачи этого этапа:

  • обеспечить понимание обучающимся основных закономерностей процесса плавания в целом и конкретного способа;
  • оттачивание общей динамики с учетом индивидуальных особенностей обучаемого;
  • устранение ошибок, отработка стиля в целом;
  • правильная работа на этом этапе сделает возможными интуитивные вариации движения.

Важным моментом является плавание с полной координацией, также важно делать перерывы и не работать до изнеможения. Утомление может стать причиной повторения ошибок и перехода их в стереотипы.

Четвертый этап – углубление в изученное, совершенствование

Цель этого этапа – движение к совершенству, насколько это возможно.

  • закрепление техники, отработка ее до автоматизма;
  • расширение восприятия усвоенной техники для вариативного ее осуществления: при различных условиях, при различной нагрузке, включая максимально возможную;
  • развитие до отработки собственной индивидуальной техники – в соответствии с собственным физическим развитием, расширение горизонтов физического совершенствования;
  • Закрепление сформированного стереотипа движения, увеличение диапазона вариаций, зависящих от внешних условий.

Большое значение имеют скоростные упражнения, короткие и интенсивные. Проводятся такие тренировки по отдельным элементам и по движению в целом.

Применяемые высокие нагрузки служат отличным средством для совершенствования техники уже на инстинктивным уровне.

Кроль на груди

Про обучение кролю у нас есть отдельная статья – рекомендуем в первую очередь ознакомиться с ней, а также со статьей про упражнения для кроля, здесь же приведем базовые принципы освоения этого стиля.

В первую очередь, стоит отметить, что этот стиль осваивается быстро. С учетом моментов, перечисленных выше, а также уровня физического развития обучаемого длительность учебного процесса варьируется.

Овладение техникой происходит комплексно, параллельно с общеразвивающим и подготовительным тренингом.

На суше

Фото 6

  • имитация бега на месте, ноги не отрываются от пола, маленький диапазон движений;
  • усевшись – интенсивные махи ногами, имитация плавания; Имитация махов ногами
  • на животе, руки вперед, спина прогибается так, чтобы видеть руки – в такой позе имитировать стиль кроль.

В воде

Соединение дыхательной техники с двигательной:

Фото 9

  • энергичные движения ногами, нужно за что-то держаться (бортик бассейна, руки тренера, можно опереться о дно);
  • повторить, но уже без опоры, скользить по воде; Упражнение на скольжение в воде
  • отработка алгоритма дыхания при скольжении, при этом обе руки у бедер, либо – одна у бедра, другая – направлена вперед; выдыхать в воду, голову при вдохах не поднимать, а поворачивать;
  • использовать доску; при этом дыхание нужно осуществлять ритмично, с отсчетом махов;
  • с доской – плавать, держа ее то в правой, то в левой руке.

Точно так же, по принятой схеме следует заниматься остальными элементами стиля и движениями:

Все комплексы варьируются в соответствии конкретными показателями организма обучаемого, с акцентом на ошибках и слабых сторонах.

Рекомендуем также посмотреть данное видео про обучение кролю:

Брасс

Аналогично, в первую очередь рекомендуем изучить наши отдельные статьи про технику брасса и про обучение этому стилю, ниже приведем основные моменты.

Главная сложность при обучении стилю брасс – освоение алгоритма работы ногами.

Фото 9а

Алгоритм движений ногами в брассе

Это достаточно сложно, следует контролировать сложную последовательность движений (поворот стоп, сгибание и разгибание), общую слаженность и симметричность работы ног.

Читать статью  Комплексное плавание и повороты между стилями

На суше

В воде

Тренировка рук

Важно поставить правильную технику гребка:

Фото 10

Гребок в брассе

Тело наклонено, гребки руками:

Повторить все на тренажере с амортизатором.

На глубине по пояс подбородком коснуться воды – руки движутся в заданном стиле, при этом можно оставаться на месте или идти по дну.

Скольжение с движением рук, повторять по 2-3 цикла, в сочетании с ритмичным дыханием.

Координация отработанных элементов на суше

Повторение выученного и попутно развитие равновесия – изображать брасс, стоя на одной ноге.

Совершенствование

  • Наклониться так, чтобы подбородок был в воде. Подпрыгнуть, заскользить, одновременно выполняя гребок руками. Закончив его, снова встать на дно, после чего повторить.
  • Плавать брассом, согласовывая движения рук и ног раздельно.
  • Сочетать с отработкой дыхания, вдох идет на два цикла, затем чаще.

Кроль на спине

Фото 11

Разновидность кроля на груди – предварительная работа состоит из тех же элементов и упражнений.

Если первый стиль уже отработан, кроль на спине не составит проблемы.

Плавание с доской осуществляется с вытянутыми руками, край доски при этом у затылка.

По достижении определенного уровня в плавании на короткие дистанции обязательно заняться нивелированием ошибок, постепенно доводя правильный стереотип стиля до автоматизма.

Особенности обучения детей дошкольного возраста

В целом, при обучении дошкольников применяются те же методы, что и для детей старшего возраста, но, вместе с этим, есть и особенности:

Особое значение имеют наглядные материалы. У детей высока способность к подражанию, поэтому подробный показ движения помогает быстрому пониманию и освоению.

Упражнения, повторяемые многократно, особенно акцентирующие разучивание по частям, начиная с простейших движений, особенно важны – это практическая часть.

Достижения и успехи в освоении простых элементах придают уверенность в своих силах и избавляют от страха.

Игры в воде: Для детей следует наполнять выполнение упражнений игровым содержанием. Это не только развивает соревновательный дух, но и открывает возможность вариативного подхода к движению, адаптации к меняющимся внешним условиям.

Состязание также важно – это приучение ребенка к управлению собой, воспитанию в нем силы воли, умения мобилизовать свои силы для победы.

Если речь идет об обучении детей возрастом 4 лет и даже младше – очень хорошие советы для этого приведены в данном видео:

В качестве основных средств при обучении плаванию используются физические упражнения.

Физические упражнения — двигательные действия, с помощью которых решаются образовательные, воспитательные задачи и задачи физического развития.

Существует несколько классификаций средств обучения плаванию, но наиболее распространенной является следующая:

  • общеразвивающие и специальные физические упражнения;
  • подготовительные упражнения по освоению с водой;
  • игры и развлечения на воде;
  • упражнения для изучения и совершенствования техники спортивных способов плавания, стартов и поворотов;
    .

Группа упражнений выполняется на суше (в зале) и содействует общему развитию занимающихся, развитию необходимых для успешного обучения плаванию физических качеств, более быстрому освоению техники плавания и др. Комплекс общеразвивающих и специальных упражнений выполняется в подготовительной части урока по плаванию и его содержание зависит от задач занятия. Комплекс упражнений готовит занимающихся к освоению учебного материала в непривычных условиях водной среды и включает в себя:

  • общеподготовительные упражнения (бег, ходьба, упражнения стоя на месте — наклоны, приседания, повороты, упражнения на гибкость);
  • специально-подготовительные упражнения (движения, сходные по координационной структуре и характеру нервно-мышечных напряжений плавательным движениям — упражнения для развития подвижности в голеностопных, коленных, тазобедренных, плечевых суставах, межпозвоночных сочленениях; упражнения для развития мышц, участвующих в гребке; упражнения для изучения чередования напряжения и расслабления мышц).

Применение этих упражнений способствует созданию необходимых условий для более быстрого и качественного овладения отдельными элементами техники плавания, а затем соединения этих элементов в целостное движение.

Эта группа упражнений применяется в целях формирования основных ощущений! соответствующих свойствам и условиям водной среды; устранения страха перед водой и психологической подготовки к обучению; освоения рабочих поз пловца и навыка дыхания в воде. В занятиях используются следующие подгруппы упражнений:

  • контрастные упражнения;
  • упражнения на передвижение;
  • упражнения на погружение;
  • упражнения на дыхание;
  • упражнения на всплывание;
  • упражнения на лежание;
  • упражнения на скольжение.

Контрастные упражнения используются для ознакомления занимающихся с непривычными для них свойствами воды, а именно: вязкостью, плотностью, сопротивлением и температурой.

Упражнения на передвижение решают следующие задачи:

  • развивать силу рук и ног для выполнения ходьбы, бега, прыжков в воде;
  • разучить ходьбу, бег в воде с движениями рук и ног в различных направлениях;
  • добиться самостоятельного выполнения в воде различных сочетаний движений с движениями рук в ходьбе, прыжках в изменяющихся условиях;
  • проверить и оценить умение выполнять сочетание ходьбы, бега с движениями рук.

Для изучения упражнений на погружение тела под воду необходимо решить частные задачи:

  • разучить задержку дыхания на вдохе;
  • научить погружению под поверхность воды на задержанном вдохе;
  • добиться уверенного и самостоятельного погружения под поверхность воды с открытыми глазами;
  • закрепить умение погружаться под поверхность воды с открыванием глаз, в сочетании с другими движениями;
  • совершенствовать умения погружаться под поверхность воды, открывать глаза и ориентироваться под водой;
  • проверить и оценить погружение под воду с открыванием глаз.

Погружение под воду, как правило, с трудом осваивается людьми, страдающими водобоязнью, поэтому при работе с ними нельзя спешить.

Упражнения на дыхание в воду является наиболее важным элементом процесса обучения технике способов плавания. От того, насколько успешно идет освоение дыхания, зависит качество выполнения движений ног, рук и их согласование в любом способе плавания. К изучению дыхания необходимо приступать сразу после освоения погружений и продолжать его, чередуя с другими упражнениями.

При обучении дыханию необходимо решать такие задачи:

  • учить выдоху в облегченных условиях;
  • научить выдоху через рот при опускании лица в воду;
  • разучить выдох через рот при погружении под поверхность воды;
  • добиться самостоятельного выполнения выдоха при погружении под воду;
  • научить выдоху с поворотом головы для вдоха (влево и вправо);
  • закрепить и совершенствовать умения выполнять выдох в воду в изменяющихся условиях;
  • проверить и оценить умения выполнять выдохи в воду.

Трудности при изучении дыхания в воду прежде всего связаны с тем, что при выдохе, когда голова находится в воде, в нос и в рот может попадать вода.

При изучении упражнений на всплывание решаются такие задачи:

  • развивать умение задерживать дыхание на вдохе;
  • разучить положение головы и ног для выполнения группировки;
  • научить группировке в приседе на задержанном вдохе;
  • добиться самостоятельного выполнения группировки и умения всплывать на задержанном вдохе;
  • проверить и оценить умение выполнять всплывание к поверхности воды.
  • научиться лежать на груди (на спине) в облегченных условиях;
  • разучить положение лежа на груди из положения группировки;
  • добиться самостоятельного выполнения лежания на груди;
  • научиться умению лежать на спине с посторонней помощью;
  • разучить положение лежа на спине;
  • добиться самостоятельного умения лежать на спине;
  • добиться умения лежать на спине с различными движениями рук и ног;
  • закрепить и совершенствовать умение лежать на груди (на спине) из положения группировки в сочетании с другими движениями;
  • проверить и оценить умение лежать на груди и на спине.

Упражнения на скольжение создают у занимающихся ощущение движения тела в воде, формируют чувство встречного давления воды, поддерживающего тело у поверхности. Вначале изучают скольжение на груди. Наиболее простым упражнением является скольжение толчком от дна с предварительно наклоненным туловищем и вытянутыми вверх руками. Такое же движение выполняется и на спине, но из положения прогнувшись. При скольжении на груди необходимо, чтобы голова находилась между рук или ниже рук (на спине — между рук или выше рук).

В результате обучения должны быть решены следующие задачи:

  • развивать силу ног для выполнения толчка при скольжении;
  • разучить движения ног при выполнении толчка от дна в скольжении;
  • научить постановке ног на борт для выполнения толчка при скольжении;
  • научить положению головы и движению рук при выполнении скольжения;
  • добиться самостоятельного выполнения скольжения на боку (правом и левом);
  • добиться самостоятельного выполнения скольжения на груди, на спине и на боку;
  • закрепить и совершенствовать умение выполнять скольжение на груди, на спине и на боку;
  • проверить и оценить умение выполнять скольжение на груди, на спине и на боку.

Обычно при освоении подготовительных упражнений дается задание выполнять различные упражнения на дыхание.

Упражнения для изучения техники плавания, стартов и поворотов являются основой овладения техникой плавания. Изучение этих упражнений проводится в строгой последовательности:

  • создание зрительного представления о технике изучаемого способа плавания;
  • предварительное практическое ознакомление с положением тела, дыханием, формой и характером гребковых движений на суше и на воде путем выполнения имитационных и специальных упражнений, схожих по форме и характеру с изучаемыми движениями;
  • изучение элементов техники и соединение их в целостное двигательное действие.

Техника изучается в такой последовательности: положение тела; движение ногами в сочетании с дыханием; движения руками в сочетании с дыханием, согласование движений рук, ног и дыхания. При обучении используются различные варианты дыхания — с произвольным дыханием, на задержке дыхания на вдохе, в согласовании с дыханием.

Каждый элемент изучается вначале на суше, а затем — в воде. На суше изучаемые элементы имитируются в положении стоя, затем — в положении сидя (кроме движений рук) и в положении лежа со зрительным и без зрительного контроля. При этом в положении лежа имитируются позы, которые затем будут выполняться в воде. Все движения изучаются вначале с произвольным дыханием, затем — на задержанном вдохе и только после этого — в согласовании с дыханием.

Обучение движениям ногами начинается на суше с имитаций по фазам рабочих и подготовительных движений. Упражнения выполняют из положений: стоя, сидя и лежа.

Обучение движению ногами на воде начинается у неподвижной опоры (поручень, край сливного бортика бассейна, дно водоема, партнер и др.). Затем движение ногами изучают с подвижной опорой (плавательная доска, круг, нудл и другие поддерживающие средства). В безопорном положении движения ногами выполняются с расположенными впереди руками (вдох вперед), то же на задержанном вдохе (5 — 10 с), с вытянутой вперед одной рукой и прижатой к телу другой. Если у занимающегося ноги тонут или нет существенного продвижения вперед, а иногда даже возникает продвижение назад, то в этом случае необходимо использовать поддерживающие или протяжные приспособления.

Обучение движению рук на суше начинается в положении полунаклона — одна рука опирается на согнутое колено одноименной ноги, другая вытянута вперед, выполняется имитация гребка и подготовительного движения.

Освоив раздельное движение рук на суше, переходят к изучению их движения в воде. Обучение всегда начинается с упражнений из исходного положения стоя на дне. В воде повторяются все имитационные упражнения, которые выполнялись на суше. Сначала выполняют упражнения с произвольным дыханием, затем на задержанном вдохе и в согласовании с дыханием.

Согласование движений рук, ног и дыхания изучается также сначала на суше, затем в воде.

Читайте также:

  • Лосев диалектика художественной формы кратко
  • Требования к урокам обучения грамоте кратко
  • Школа мяча подвижная игра для средней группы
  • Тема игрушки в младшей группе детского сада
  • Учет хозяйственных процессов кратко

Методика обучения плаванию: базовые принципы и советы

Фото

При обучении плаванию очень важен комплексный и плановый подход – тренер должен понимать, кого, для чего и каким образом он учит.

В этой статье приведены базовые принципы и методология обучения плаванию.

Основные принципы

Что учитывать?

Фото 2

Выбор конкретной методики и программы обучения индивидуален и зависит от следующих факторов:

  • условия, окружающие учащихся;
  • цель получения этого навыка (просто научиться плавать или достижение определенных высот в процессе);
  • индивидуальные особенности каждого конкретного человека;
  • возраст обучающихся.

Это не полный список моментов, которые должны учитываться при выборе подхода и организационных моментов.

Возраст

Начинать обучение можно практически в любом возрасте – как в самом раннем, так и в зрелом. Однако необходимо учитывать, что дети до 5 лет – наиболее сложный для обучения возраст, поскольку многие из них еще не готовы осознанно выполнять все задания тренера.

Период с 6 и до 10 лет считается оптимальным – человек в этом возрасте очень быстро приобретает новые качества и умения. Кроме того, еще не сформирована неправильная двигательная память.

Если взрослый человек до этого всю жизнь плавал неправильно – переучить его реально, но это будет сложнее, чем учить с нуля.

Методы и средства обучения

Методы, рекомендуемые и применяемые при обучении плаванию, обоснованы теорией и многократно проверены на практике.

Методы делятся на три вида:

  • вербальные (объяснения, пояснения, разбор и анализ, указания, команды, распоряжения);
  • наглядные (показ упражнений и движений, изучение учебных пособий, наглядного материала в виде фотографий и видеороликов, просмотр кинофильмов, жестикуляция и демонстрация тренером необходимых тонкостей);
  • практические (практические упражнения, соревнования, игры в самых различных сочетаниях, с акцентом как на общую координацию, так и на отдельные элементы алгоритма).

К средствам, которые применяются для учебы, относятся:

Читать статью  Современный бассейн в районе Некрасовка

Фото 3

  • физические упражнения;
  • тренажеры и приспособления (плавательные доски, круги);
  • источники визуальной информации (плакаты, видео, фото, кинофильмы);
  • условия (природные или искусственные)

Виды упражнений

При обучении плаванию выделяют следующие виды упражнений:

  • общеразвивающие (отрабатываются на суше);
  • подготовительные (на берегу и в воде);
  • специальные (предназначены для выполнения в воде).

Для повышения уровня телесного развития общеразвивающие упражнения необходимы. Попутно, вместе с подготовкой организма к освоению плавания, оптимизируется состояние позвоночника, грудной клетки, развиваются мышечные группы, улучшается осанка. Ходьба, бег, прыжки, элементы гимнастики помогают организму скорее адаптироваться к нагрузкам в водной среде.

Подготовительные упражнения несколько более специализированы – постепенно акцентируется внимание на качествах и способностях тела, которые нужны для плавания.

Фото 5

Однако упражнениями по имитации движений на берегу не следует слишком увлекаться – переходить в воду нужно не затягивая – для привыкания к водной среде.

С чего начать освоение

Существует общая схема, которая применима для любого возраста обучающихся.

Она включает в себя следующие начальные шаги:

  • дыхание,
  • работа ног, достижение слаженности их работы и дыхания,
  • работа рук,
  • приучение организма к скоординированной работе ног и рук и дыхания.

Весь процесс – это постепенное прохождение вышеперечисленных пунктов. Важно изучить каждый из них и переходить к следующему только после полного освоения предыдущего.

Не стоит торопиться, следуя представленной схеме, кроме этого важно подходить к изучению комплексно – ведь освоение работы ног, например, не означает, что о правильном дыхании можно на время позабыть, или позволить рукам полностью бездействовать.

Торопливое пробегание всех пунктов схемы может привести к формированию изначально неправильного стереотипа.

Пример: если начать сразу учить ноги, но при этом плавать с высоко поднятой головой – человек может очень быстро начать передвигаться в воде таким образом, однако основной элемент – дыхание – останется неосвоенным.

Далее по цепочке неверно будут работать при плавании ноги – ведь они в первую очередь координируются с дыханием и если эта связь не отработана должным образом, скорее всего, при плавании ноги будут почти бездействовать, либо их движение будет малоэффективным. Кроме того, по правилам равновесия при поднятой голове ноги будут далеко от поверхности воды и будут работать менее эффективно.

Если человек не научился комфортно дышать при плавании, выдыхать в воду, не привык спокойно держать лицо в воде, он будет инстинктивно уворачиваться от брызг, что увеличит не только физическую, но и психологическую нагрузку при плавании, особенно при длительных заплывах.

Физическая нагрузка при плавании является большой – при плавании работают практически все мышцы человека, поэтому потребность в кислороде будет только возрастать, и отсутствие выработанной привычки ритмично вдыхать и выдыхать может превратить заплыв в самоистязание.

Поэтому с самого начала следует осваивать все без спешки и не стремиться поплыть как можно быстрее.

Правильно поставленное ритмичное дыхание в конечном итоге сделает человека пловцом, способным чувствовать себя «как рыба в воде», даже если поначалу он будет двигаться не слишком скоординированно.

Этапы

Фото 7

Подачу элементов учащимся можно разделить на четыре этапа, при этом они применимы как к процессу в целом, так и к освоению отдельных движений.

Первый этап – общее представление

Требуется дать ученику общее представление о плавании – это осуществляется с помощью наглядных материалов (рисунков, видеороликов, фотографий).

Второй этап – разучивание элементов и их соединение

Как было указано выше, сначала рекомендуется освоить дыхание, затем – работу ног и согласовать ее с дыханием, затем – руки и в конце полная координация всех частей тела.

Освоение происходит постепенно, с поэтапным усложнением.

Третий этап – закрепление материала, исправление ошибок

Работа теперь имеет цель – достичь слаженного общего действия тела в реальных условиях с нагрузкой.

При этом должна проводиться постоянная работа над неверно воспроизводимыми движениями – это необходимо, чтобы не закрепились неверные навыки.

Задачи этого этапа:

  • обеспечить понимание обучающимся основных закономерностей процесса плавания в целом и конкретного способа;
  • оттачивание общей динамики с учетом индивидуальных особенностей обучаемого;
  • устранение ошибок, отработка стиля в целом;
  • правильная работа на этом этапе сделает возможными интуитивные вариации движения.

Важным моментом является плавание с полной координацией, также важно делать перерывы и не работать до изнеможения. Утомление может стать причиной повторения ошибок и перехода их в стереотипы.

Четвертый этап – углубление в изученное, совершенствование

Цель этого этапа – движение к совершенству, насколько это возможно.

  • закрепление техники, отработка ее до автоматизма;
  • расширение восприятия усвоенной техники для вариативного ее осуществления: при различных условиях, при различной нагрузке, включая максимально возможную;
  • развитие до отработки собственной индивидуальной техники – в соответствии с собственным физическим развитием, расширение горизонтов физического совершенствования;
  • Закрепление сформированного стереотипа движения, увеличение диапазона вариаций, зависящих от внешних условий.

Большое значение имеют скоростные упражнения, короткие и интенсивные. Проводятся такие тренировки по отдельным элементам и по движению в целом.

Применяемые высокие нагрузки служат отличным средством для совершенствования техники уже на инстинктивным уровне.

Кроль на груди

Фото 8

Про обучение кролю у нас есть отдельная статья – рекомендуем в первую очередь ознакомиться с ней, а также со статьей про упражнения для кроля, здесь же приведем базовые принципы освоения этого стиля.

В первую очередь, стоит отметить, что этот стиль осваивается быстро. С учетом моментов, перечисленных выше, а также уровня физического развития обучаемого длительность учебного процесса варьируется.

Овладение техникой происходит комплексно, параллельно с общеразвивающим и подготовительным тренингом.

На суше

Фото 6

  • имитация бега на месте, ноги не отрываются от пола, маленький диапазон движений;
  • усевшись – интенсивные махи ногами, имитация плавания;
  • на животе, руки вперед, спина прогибается так, чтобы видеть руки – в такой позе имитировать стиль кроль.

В воде

Соединение дыхательной техники с двигательной:

Фото 9

  • энергичные движения ногами, нужно за что-то держаться (бортик бассейна, руки тренера, можно опереться о дно);
  • повторить, но уже без опоры, скользить по воде;
  • отработка алгоритма дыхания при скольжении, при этом обе руки у бедер, либо – одна у бедра, другая – направлена вперед; выдыхать в воду, голову при вдохах не поднимать, а поворачивать;
  • использовать доску; при этом дыхание нужно осуществлять ритмично, с отсчетом махов;
  • с доской – плавать, держа ее то в правой, то в левой руке.

Точно так же, по принятой схеме следует заниматься остальными элементами стиля и движениями:

  • крутить руками («мельница», работа с эспандером) на берегу, затем в воде;
  • общая динамика тела;
  • тренинг для оттачивания техники исполнения кроля (отработка по отдельности работы верхних и нижних конечностей, плавание на 2, 6, 8 ударов, руки поочередно прижимаются к бедру; плавание с полной нагрузкой на короткие – до 12 метров – расстояния).

Все комплексы варьируются в соответствии конкретными показателями организма обучаемого, с акцентом на ошибках и слабых сторонах.

Рекомендуем также посмотреть данное видео про обучение кролю:

Брасс

Аналогично, в первую очередь рекомендуем изучить наши отдельные статьи про технику брасса и про обучение этому стилю, ниже приведем основные моменты.

Главная сложность при обучении стилю брасс – освоение алгоритма работы ногами.

Фото 9а

Это достаточно сложно, следует контролировать сложную последовательность движений (поворот стоп, сгибание и разгибание), общую слаженность и симметричность работы ног.

На суше

  • приседания и подъемы с опорой о стену, носки при этом максимально развернуты, пятки не отрываются от пола, колени максимально разводятся;
  • такие же полуприседания, но из них нужно как бы выпрыгивать;
  • удобно сесть, опора на руки (сзади); имитировать ногами движение в заданном стиле: подтянуть ноги, раскрывая колени, (пятки «прилипли» по полу); затем – разворот стоп и выпрямление ног;
  • ноги должны двигаться сначала под контролем тренера (он помогает подтянуть их и затем соединить), затем, лежа грудью на скамейке, повторять самостоятельно, затем можно отработать на тренажере с амортизацией.

В воде

  • приседания;
  • стоя на одной ноге, плавно и правильно делать гребок второй, можно придерживать ногу рукой;
  • прыжки в позиции пятки вместе, носки врозь («пингвины»);
  • отработка движения ног с поддержкой тренера, затем скользить самостоятельно на спине и груди;
  • плавание с доской.

Тренировка рук

Важно поставить правильную технику гребка:

Фото 10

Тело наклонено, гребки руками:

  • развести на ширину плеч или чуть шире, сводить их с разворотом ладоней под подбородок;
  • выпрямить руки в исходную позицию, перед повтором сделать небольшую паузу;
  • для усиления эффекта повторять с эспандером;
  • добавить дыхание с отсчетом: вдох на совершении «гребка» руками, выдох на выпрямлении рук.

Повторить все на тренажере с амортизатором.

На глубине по пояс подбородком коснуться воды – руки движутся в заданном стиле, при этом можно оставаться на месте или идти по дну.

Скольжение с движением рук, повторять по 2-3 цикла, в сочетании с ритмичным дыханием.

Координация отработанных элементов на суше

Повторение выученного и попутно развитие равновесия – изображать брасс, стоя на одной ноге.

Совершенствование

  • Наклониться так, чтобы подбородок был в воде. Подпрыгнуть, заскользить, одновременно выполняя гребок руками. Закончив его, снова встать на дно, после чего повторить.
  • Плавать брассом, согласовывая движения рук и ног раздельно.
  • Сочетать с отработкой дыхания, вдох идет на два цикла, затем чаще.

Кроль на спине

Фото 11

Разновидность кроля на груди – предварительная работа состоит из тех же элементов и упражнений.

Если первый стиль уже отработан, кроль на спине не составит проблемы.

Плавание с доской осуществляется с вытянутыми руками, край доски при этом у затылка.

По достижении определенного уровня в плавании на короткие дистанции обязательно заняться нивелированием ошибок, постепенно доводя правильный стереотип стиля до автоматизма.

Более подробно про обучение кролю на спине можно почитать здесь.

Особенности обучения детей дошкольного возраста

В целом, при обучении дошкольников применяются те же методы, что и для детей старшего возраста, но, вместе с этим, есть и особенности:

Особое значение имеют наглядные материалы. У детей высока способность к подражанию, поэтому подробный показ движения помогает быстрому пониманию и освоению.

Эффект дают показы движений самим инструктором, кинофильмы, ролики.

Упражнения, повторяемые многократно, особенно акцентирующие разучивание по частям, начиная с простейших движений, особенно важны – это практическая часть.

Достижения и успехи в освоении простых элементах придают уверенность в своих силах и избавляют от страха.

Игры в воде: Для детей следует наполнять выполнение упражнений игровым содержанием. Это не только развивает соревновательный дух, но и открывает возможность вариативного подхода к движению, адаптации к меняющимся внешним условиям.

Состязание также важно – это приучение ребенка к управлению собой, воспитанию в нем силы воли, умения мобилизовать свои силы для победы.

Если речь идет об обучении детей возрастом 4 лет и даже младше – очень хорошие советы для этого приведены в данном видео:

Обучение плаванию: правила, техники и пошаговые инструкции

Чтобы быстро и уверенно плавать, нужно научиться многим вещам. Под руководством инструктора обучаемые осваивают навыки дыхания и технику плавания, учатся держаться на воде. Узнаем обо всех тонкостях обучения и особенностях плавания в открытых и закрытых водоемах.

Особенности плавания для начинающих

Обучиться плаванию во взрослом возрасте

Обучиться плаванию во взрослом возрасте не так уж просто. Чтобы освоить технику плавания, необходимы специальные занятия в бассейне под руководством тренера. Особенности обучения плаванию взрослых:

  1. Рекомендуется начинать обучение плаванию с кроля или брасса. Каждый сам выбирает для себя более привлекательный вариант.
  2. Сначала осваивают технику работы ногами. Далее переходят к гребкам и учатся правильно дышать.

При обучении детей подход более индивидуальный. Учитывают возраст и физические особенности ребенка. Но рекомендуемая схема обучения существует:

  1. Обучение работе ногами в стиле кроль.
  2. Обучение комбинированному стилю – ноги работают кролем, а руки – брассом.
  3. Переходят к брассу, а затем к баттерфляю. С начала занятий детей учат также «кролю на спине».

Правила дыхания

Невозможно плавать быстро, уверенно и с минимальной потерей сил, если не освоить технику вдоха-выдоха. Кроль, брасс, баттерфляй или любой другой стиль нельзя полностью освоить, если не научиться правильно дышать во время движения.

  • Находясь над водой, делайте один глубокий вдох ртом.
  • Выдыхайте воздух, когда лицо опущено в воду. Выдыхать в воду можно как ртом, так и носом. Это первое, чему учат новичков в бассейнах.
  • Делайте вдох оптимальной глубины. Благодаря воздуху в легких, пловец может удерживаться на воде. Причем, чем больше воздуха удалось набрать в легкие, тем лучше держит человека вода. Но чрезмерно наполнять легкие не стоит. Иначе во время плавания будет ощущаться дискомфорт.

Вдох должен быть такой, чтобы слышался шум. А выдох выполняют всей поверхностью легких. Со временем техника дыхания доводится до автоматизма.

Упражнение на дыхание

Умение правильно дышать требует специального обучения. Нужно регулярно выполнять специальные упражнения.

Упражнение № 1:

  1. Встаньте на мели и глубоко вдохните.
  2. Погрузитесь в воду полностью и выдохните воздух через рот.

Упражнение выполняйте несколько раз подряд без перерывов. Упражнение используют профи, но оно подходит и для новичков.

Упражнение № 2:

  1. Встаньте у борта бассейна и возьмитесь за него руками.
  2. Глубоко вдохните.
  3. Опустите в воду лицо и выдохните воздух через нос.
Читать статью  Грудничок в бассейне: что нужно знать

Упражнение № 3:

  1. Держитесь руками за плавательную доску.
  2. Плывите, опустив лицо в воду, и медленно выдыхая воздух.
  3. Подняв голову, вдохните.

Таким способом проплывите 5-10 дорожек. Такое упражнение учит выдыхать воздух. Достаточно нескольких проходок, чтобы выдыхание не сопровождалось каким-либо дискомфортом.

Техника вдоха зависит от стиля. Плавая кролем, вдох делают во время поворота головы набок, брассом – поднимая голову вверх.

Освоив технику дыхания, вы сможете плавать, не напрягая шею, и не вредя шейному отделу позвоночника.

Дыхание во время плавания

Независимо от стиля плавания, воздух всегда вдыхают ртом. Тело не должно совершать лишних движений. Многие новички, не научившись правильно дышать, пытаются ради вдоха поднять голову, и чуть ли не выскочить из воды. Чтобы вдохнуть, пловец должен совершать легкое движение небольшой амплитуды – поворот или поднятие.

  • отнимает массу сил;
  • приводит к быстрому утомлению;
  • не позволяет быстро и уверенно плыть.

Носом дышать во время плавания если и не запрещено, то уж точно не рекомендуется. Пловец, дышащий носом, рискует вдохнуть в носоглотку воду. Даже если это будут только капли, все равно ему придется ощутить серьезный дискомфорт, затрудненность дыхания и даже удушье.

Дыхание во время плавания совершается не хаотично, а скоординировано с движением конечностей, которые зависят от стиля плавания.

Про основные правила дыхания во время плавания, можно также узнать в следующем видео:

Техники плавания

Существует 4 стиля плавания – кроль, брасс, баттерфляй и на спине. Все эти стили используются профессиональными спортсменами во время соревнований и олимпиад. Ко всем четырем стилям применим один принцип: во время плавания тело надо держать вытянутым, а голова должна быть опущена в воду.

Брасс

В брассе главное – симметрия и слаженность движений. Пловец должен добиться симметричного и одновременного совершения движений руками и ногами.

Брасс

Во время плавания брассом все двигательные движения совершаются под водой:

  • руками пловец делает мощный гребок;
  • ногами – не менее мощный толчок.

Приподняв голову, пловец делает глубокий вдох, выдох – в воду. Перемещение ног и рук производятся только в горизонтальной плоскости. Это главное отличие брасса от всех иных стилей плавания. В них все плавательные движения совершаются по вертикали – вверх-вниз.

Еще одна особенность брасса: главной движущей силой во время плавания являются ноги, а не руки. Основное движение – толчок ногами.

Наибольшая трудность в брассе – синхронизировать работу рук и ног. Если этому не научиться, то движения ног буду только тормозить тело, а не придавать ему ускорение.

Кроль на груди

Техника кроля гораздо проще, чем в брассе. Стиль считается быстрым и удобным. Его проще всего освоить новичкам. Единственная сложность – дыхание. В кроле оно является менее комфортным, чем в брассе.

Кроль на груди

Техника плавания кролем:

  1. Руки. Пловец совершает гребки руками по очереди – левой и правой. Со стороны это походит на «мельницу».
  2. Ноги. Вместе с руками работают ноги. Пловец поочередно совершает ими махи в вертикальной плоскости – вверх-вниз. Эти движения со стороны похожи на упражнение «ножницы».
  3. Голова. Пловец поворачивает ее попеременно в разные стороны. Это делается на каждый или на 2, 3, 4-й мах, чтобы совершить вдох.

Во время кроля на груди лицо пловца практически все время погружено в воду. И появляется над водой только для совершения вдоха.

Кроль на спине

Помимо кроля на груди, есть еще один стиль со схожей техникой плавания – на спине. Движения рук и ног полностью повторяют технику обычного кроля, руки делают «мельницу», а ноги «ножницы». Тело пловца при этом лежит не на груди, а на спине. Поэтому выдох в воду делать не приходится.

Кроль на спине

Кроль на спине удобен для долгого плавания, так как позволяет тратить минимум сил. Да и дышать, когда лицо постоянно находится над водой, гораздо легче.

Недостаток этой техники – невозможность контролировать передвижение глазами. Они смотрят все время вверх, и человек не видит, куда плывет, не замечает препятствий и, таким образом, в открытом море подвергает себя опасности. Кроль на спине хорош в качестве дополнительного стиля, его обычно применяют, когда хотят отдохнуть, восстановить силы или просто разнообразить процесс.

Баттерфляй

Это самый энергетически затратный и самый трудный стиль. Начинающим его не советуют. Плавая стилем баттерфляй, одновременно двигают левой и правой частью тела.

Баттерфляй

  • Двумя руками совершается мощный гребок.
  • Верх корпуса во время гребка поднимается над водой.
  • Параллельно с гребком осуществляют движения ногами, совершаемые от таза.

Несколько упражнений

Прежде чем начинать плавать, надо освоить элементарную технику движений. Научиться лежать на воде, скользить, двигать руками и ногами. Для этого существует классический набор упражнений, который предлагают всем новичкам.

Звёздочка

Это самое простое упражнение, которое поясняет новичку, что вода будет держать его, если принять правильное положение.

Звёздочка

Как делать звездочку:

  1. Вдохните побольше воздуха и не дышите.
  2. Лягте на воду, опустив лицо вниз.
  3. Ноги и руки разведите в стороны.
  4. Лежите, пока хватит дыхания.

Поплавок

Еще одно простое, но эффективное упражнение для новичков. Оно показывает, как вода выталкивает человека на поверхность.

Поплавок

  1. Глубоко вдохните и задержите дыхание.
  2. Стоя в воде, присядьте.
  3. Прижмите колени к груди, и обхватите их руками.
  4. Голову склоните, дотроньтесь ею до колен.

После того как вы совершите все эти движения, ваше тело плавно, как поплавок, поднимется на поверхность. При этом спина будет наверху, а лицо внизу. Лежите так, пока хватит дыхания.

Скольжение

Упражнения на скольжение помогают привыкнуть к позе пловца. Вы научитесь, сохраняя равновесие, скользить вперед, совершая гребок.

Скольжение

Есть несколько вариантов упражнений:

  1. На груди. Встаньте на такой глубине, чтобы вода доходила до груди. Наклонитесь, касаясь подбородком воды. Вытяните руки вперед, соединив большие пальцы. Вдохните и лягте на воду вниз лицом, оттолкнувшись от дна ногами. И начинайте скользить, вытянув руки и ноги.
  2. На спине. Стойте спиной к бортику бассейна. Руки опустите вдоль корпуса. Вдохнув, задержите дыхание, присядьте и слегка оттолкнитесь ногами. Лежа на воде, напрягите пресс и склоните подбородок к груди, стараясь не вернуться в положение сидя. Для этого совершайте гребки руками – работать должны только кисти, опущенные вниз.

Работа ногами

Держась за доску, проплывите 25 м с вытянутыми носками. Затем плывите, согнув лодыжку под прямым углом, направляя вниз пальцы. Это упражнение помогает понять, что при перемене положения голеностопа, меняется положение туловища и техника плавания.

Работа ногами

Чтобы лодыжки лучше сгибались, почаще делайте растяжку на их расслабление. Вы можете тренировать голеностоп, работая за компьютером или смотря телевизор.

Как удерживаться на воде?

У многих взрослых людей есть страх перед водой. Чтобы справиться со своими комплексами, тренеры рекомендуют новичкам выполнять ряд упражнений. Делать их можно самостоятельно.

Что поможет преодолеть страх и научиться держаться на воде:

  1. Старайтесь «подружиться» с водой. Задача номер один – побороть страх. Без этого дальнейшее обучение невозможно.
  2. Учебу начинайте в надежном месте. Лучше всего в бассейне. У вас должен быть инструктор, который всегда поможет вам в случае паники.
  3. Воспользуйтесь прищепкой для носа. Она поможет освоить упражнения с погружением.
  4. Выполняйте упражнения «поплавок» и «звездочка». Они наглядно продемонстрируют вам выталкивающую силу воды.

Как правильно двигать руками и ногами?

Качество техники плавания во многом зависит от работы рук и ног. Движения руками носят интуитивный характер, и новички легко осваивают их. А вот правильной работе ногами приходится учиться.

Без работы ног плавать не получится. Они помогают телу удерживаться на воде и развивать скорость. Принципы движения ногами:

  • носки всегда вытянуты;
  • при плавании кролем движения ног должны быть резкими и быстрыми;
  • при плавании брассом работа ног напоминает движения плывущей лягушки, освоить их можно, плавая с доской.

Занятия в бассейне и на открытой воде – в чем разница?

Техника плавания в бассейне и открытом водоеме ничем не отличается. Есть только несколько нюансов, на которые надо обратить внимание, плавая в открытых и закрытых водоемах.

  • Стартуя, отталкивайтесь от бортика ногами и, вытянувшись стрелой, скользите несколько секунд перед началом плавания.
  • Чтобы осуществлять разворот от бортика, учитесь повороту «маятник» или другому способу.

В открытой воде:

  • Не плавайте в малоизвестных местах.
  • Для обучения выбирайте место, в котором достаете до дна ногами.
  • При встрече с волной, переходите на кроль с односторонним дыханием.

Почему нельзя плавать с поднятой головой?

Одна из ошибок, допускаемых самоучками, плавание с поднятой головой. Это не правильная и даже вредная для здоровья практика.

Поднимать голову над водой допускается только в двух случаях:

  • Если вы медленно плывете и не стремитесь проплыть много. Такой способ плавания используется исключительно на отдыхе. В спорте так не плавают.
  • Если вы не умеете плавать с открытыми под водой глазами, а очков у вас при себе не оказалось.

Учится плавать

Вред плавания с поднятой головой:

  1. Перегружается шейный отдел позвоночника. Могут развиться или усугубиться его болезни.
  2. Сдавливаются кровеносные сосуды. Из-за сужения позвоночных артерий ухудшается снабжение кровью мозга.
  3. Тело принимает неправильное положение. Позвоночник оказывается не в вытянутом, а в изогнутом состоянии. Это повышает нагрузку на позвоночник, приводит к заболеваниям.
  4. Нет нормального скольжения. Поднятая шея не позволяет телу скользит, оно, напротив, тормозит.

Что делать, чтобы не уставать?

Те, кто умеет правильно плавать, получают от него удовольствие. Тот, кто не сумел освоить технику движений и дыхания, не сможет наслаждаться процессом. Будет быстро утомляться, медленно плыть и бороться с торможением.

Как плыть, чтобы не устать:

  1. Главное – учитесь скользить. Это основа плавания. Вы должны двигаться не только за счет напряжения мышц, но и за счет инерционных сил.
  2. Во время плавания кролем отдыхайте, вытянув вперед руку и скользя перед следующим гребком.
  3. Во время плавания брассом выкиньте вперед руки и скользите до следующего движения.
  4. Регулярно занимайтесь бегом, ходьбой под уклоном. Плавание предусматривает аэробные нагрузки, поэтому необходимо повышать выносливость организма к ним.

Правила плавания в бассейне

Бассейн – общественное место, поэтому, плавая в нем, необходимо соблюдать ряд правил. Их нарушение может привести к неприятным последствиям.

Правила поведения в бассейне:

  1. Если на дорожке плавает несколько человек, надо держаться правой стороны. Плавают в бассейне против часовой стрелки.
  2. Тех, кто плывет впереди, обгонять надо с левой стороны.
  3. Отдыхать надо в углу дорожки, чтобы не мешать развороту других плавающих.
  4. Чтобы освободить рот и нос от попавшей воды, необходимо использовать сливной желоб.
  5. Нельзя прыгать с бортиков и тумбочек, толкаться и плавать поперек бассейна.
  6. Нельзя шуметь и создавать помехи другим плавающим.
  7. Запрещается плавать с жевательной резинкой во рту.
  8. Запрещается плавать без шапочки. Она предотвращает засорение волосами фильтров бассейна.

10 распространенных ошибок новичков

Зная об ошибках, которые допускает большинство новичков, вы сможете их избежать. Самые распространенные ошибки:

  • Учитесь плавать без инструктора. Без тренера многие люди отрабатывают ненужные им упражнения и не учатся тому, что им нужно. Такое обучение неэффективное.
  • Не найдена точка равновесия. Каждый человек имеет точку баланса. Если она не найдена, у вас будут «тонуть ноги» или таз потянет на дно.
  • Игнорируете разметку. Некоторые посетители бассейна не соблюдают правила движения, создавая хаос. На дне имеется темная продольная полоса – это разметка сторон движения.
  • Далеко вытягиваете руку. При излишнем усердии корпус перекашивается, а скорость теряется.
  • Корпус при кроле не вращается. Нельзя, чтобы корпус был неподвижным. Перекатывание корпуса с боку на бок облегчает процесс движения.
  • Не догребаете до конца. Обычно на заключительную фазу гребка у пловцов не остается сил. Или они просто забывают о ней и выкидывают руку раньше, чем нужно. Незавершенный гребок приводит к потере скорости.
  • Высоко держите локти. Различают две фазы высоких локтей – подводная и надводная. Надводную фазу изучают при уверенном плавании, а вот подводную уже на первом занятии. Необходимо правильно выполнять захват и правильно выполнять гребок под водой.
  • Слишком сильно подгибаете ноги. Плыть надо на вытянутых ногах. Сильно согнутые ноги дают эффект «велосипеда». Пловец с согнутыми коленями не движется вперед. Тело перемещается назад или остается на месте.
  • Частите руками. Если неопытный пловец хочет ускориться, он начинает слишком часто двигать руками. При этом он не успевает контролировать фазы гребка и его качество падает. В итоге учащение гребков не приводит к ускорению. Кроме того, слишком частые движения руками приводят к учащению пульса и повышенной нагрузке на сердце.
  • Некачественно скользите. Благодаря скольжению можно существенно снизить затраты энергии. Старайтесь после гребка делать маленькую паузу. За это время работающая мышца успеет отдохнуть.

Плывет в бассейне

Полезные советы

Перед началом обучения полезно ознакомиться с рекомендациями тех, кто безупречно владеет техникой плавания. Их советы помогут предотвратить многие ошибки и неприятные моменты.

Опытные пловцы и инструкторы по плаванию советуют новичкам:

  • Не бойтесь воды. Приложите все усилия, чтобы не видеть в воде врага. Многие люди страдают аквафобией. При таких страхах обучение плаванию становится проблематичным. Прежде чем углубиться в технику движений, необходимо избавиться от водобоязни.
  • Плавайте в шапочке. Вы также можете приобрести другую экипировку, которая сделает ваши занятия в бассейне комфортнее.
  • Занимайтесь в неглубоком бассейне. Пока вы не привыкли к воде, лучше находиться на безопасной глубине. Тут вы будете чувствовать себя увереннее. Главное, не стесняйтесь того, что не умеете плавать. Вы пришли учиться, как и многие другие посетители бассейна, и нечего этого стыдиться.
  • Занимайтесь регулярно. При обучении плаванию важно заниматься постоянно. Чем чаще тренировки, тем скорее будет эффект. Необходимо ходить в бассейн примерно 3-4 раза в неделю. 1-2 раза недостаточно.
  • Не ешьте перед плаванием. Если тренировка днем, то можно смело пропускать завтрак. Надо только измерить утренний и вечерний сахар. Если понижение не критичное – до 4 ммоль/л, то занятия на пустой желудок будут только полезны.
  • Перед занятиями делайте разминку. Пятиминутная тренировка и теплый душ отлично разогреет мышцы и суставы.

Чтобы научиться плавать, необходимо терпение, усердие и регулярные занятия. Привыкнув к физической нагрузке, вы не только будете уверенно держаться на воде и быстро преодолевать большие расстояния вплавь, но и окрепнете физически, улучшите осанку и поправите здоровье.

Источник https://obrazovanie-gid.ru/dokumentaciya/sredstva-i-metody-obucheniya-plavaniyu-kratko.html

Источник https://iplav.com/kak-nauchitsya/metodika.html

Источник https://morevdome.com/articles/obuchenie-plavaniyu/